АврораКПРФ Приморский район СПбКПРФ

Официальный сайт КПРФ Приморского района
г. Санкт-Петербурга

Ленин

Какое имя, по вашему мнению, должен носить наш город?

Ленинград

Петроград

Санкт-Петербург


Результаты

Важно!

Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам

25.08.2016
Публикуем Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам. >>>

Восстановить продовольственную безопасность России! Обращение участников Всероссийского совета работников агропромышленного комплекса

30.07.2016
Наши предки всегда были хозяевами на своей земле. Земля-Кормилица была для них наивысшей ценностью. Их основным стремлением было сохранить и преумножить её богатства, передать их потомкам. >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». >>>

Россия 24: Геннадий Зюганов о президентской гонке с Борисом Ельциным

3.07.2016
2 июля Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов принял участие в телепрограмме "Мнение" на телеканале "Россия 24". >>>

Новости

Партийная учеба. Государство и революция.

(2015-09-25)

7 октября 2015 года в помещении на ул. Торжковской д. 6, состоялся семинар по работе В.И. Ленина "Государство и революция". Вёл семинар Пашковский Е.А.

Новость добавил Баклушин В.С.

Тезисы к выступлению на семинаре партийной учебы коммунистов Приморского РК КПРФ, посвященного работе В.И. Ленина “Государство и революция”.

            Работа В.И. Ленина “Государство и революция” написана в 1917-ом году, примерно в тот момент, когда большевики готовились взять власть в России. Особое внимание в предисловии Ленин обращает на то, что в годы империалистической войны, когда большинство социал-демократов предали марксистское учение ради поддержки “своих государств”. Автор говорит о том, что после смерти великих революционеров их идеи опошляются и выхолащиваются, а сами они превращаются в иконы. И целью Владимира Ильича Ленина является восстановление марксизма, а также защита самых важных тезисов коммунистической идеологии от оппортунистов всех мастей.

    Таким образом, работа “Государство и революция” является подробным анализом фундаментальных трудов классиков марксизма, при этом ограниченной одной сотней страниц, что очень удобно для современного читателя, который испытывает дефицит времени. Далее я попытаюсь выделить самые важные тезисы работы, а затем сделать некоторые субъективные выводы.

       В первой главе для того, чтобы определиться с понятиями, В.И. Ленин приводит ссылку на классический труд Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Если привести наиболее емкое определение, то государство по Ленину “есть продукт и проявление” непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены”.

     В дальнейшем Ленин неоднократно обращает внимание на тот факт, что это положение, о государстве, как продукте классовых противоречий, игнорируется некоторыми марксистами. И ряд тогдашних российских социалистов - Ленин упоминат эсеров и меньшевиков - полагали, что государство выступает в качестве примирителя классов. А Ленин заявляет о том, что государства выступает в качестве орудия классового господства одного класса над другим. И еще один важный момент, отмеченный Лениным, заключается в том, что освобождение угнетенного класса должно заключаться в уничтожении государства как орудия угнетения. Далее автор опять упоминает работу Энгельса и отмечает, что важнейшим отличие государства от институтов родо-племенного строя является аппарат управления, правоохранительные органы, тюрьмы и другие учреждения так называемой общественной власти. В. И. Ленин также выделяет важную цитату Энгельса, связанную с отмиранием государства: “Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором”. Автор отмечает, что классики марксизма видели необходимость насильственной революции при захвате пролетариатом власти.

     Таким образом, В.И. Ленин подводит итог: “Смена буржуазного государства пролетарским невозможна без насильственной революции. Уничтожение пролетарского государства, т. е. уничтожение всякого государства, невозможно иначе, как путем “отмирания”.

     Во второй главе В.И. Ленин рассматривает опыт революции предыдущей эпохи 1848-51 гг. Сначала он обращает внимание на работу Маркса “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”, в которой К. Маркс описывает процесс захвата государственной власти в послереволюционной Франции 1848-51 гг. Итогом революций во Франции, по мнению Маркса, являлось укрепление государства, расширение и развитие бюрократической машины. Исходя из “Коммунистического манифеста” Маркс выделяет необходимость организации пролетариата, для того, чтобы стать господствующим классов. Для этих целей нужна партия - авангард рабочего класса. А также пролетариату необходим захват государственной власти и установление диктатуры пролетариата. Поэтому В.И. Ленин всегда подчеркивал приоритет пролетарской диктатуры в учении Маркса (и гневно обличал тех, кто видел в марксизме только борьбу классов, которую отмечали буржуазные теоретики).

     В третьей главе В.И. Ленин рассматривает Парижскую Коммуну, и работу Маркса “Гражданская война во Франции”.

     Во-первых, Ленин обращает внимание на то, что целью пролетариата должен быть не захват государственной власти, а уничтожение государственного аппарата - орудия угнетения пролетариата буржуазией.

     Во-вторых, В.И. Ленин рассматривает вопрос, который ставил еще Маркс, связанный с тем, чем заменить государственную машину. Автор обращает внимание, что уже в девятнадцатом столетии появились технологии, позволяющие упростить работу бюрократа-чиновника. Идея Ленина заключается в том, что уже появились сложные структуры, работа в которых организована по образцовому регламенту, и которая очень легко управляется (примеры почты и железных дорог).

     В-третьих, автор отмечает, что государственный аппарат должны заменить рабочие, которые будут выполнять работу бюрократов за среднюю зарплату рабочего, и которых можно было бы сменить (выборные и сменяемые члены Парижской Коммуны в 1870-71 гг.). Также необходимо отметить, что и Маркс, и Ленин критически оценивают парламент как фактически ширму, при помощи которой происходит легитимация господства буржуазии над пролетариатом.

     Далее Ленин обращает внимание на попытки ревизии Маркса различными оппортунистами: он приводит пример Эдуарда Бернштейна, который сравнивал идеи Маркса с федералистской концепцией Прудона. В.И. Ленин обращает внимание, что уничтожение государственной машины и пролетарская диктатура никак не связаны с федерализмом, и не означают распада наций.

     В четвертой главе В.И. Ленин упоминает пояснения Ф.Энгельса, в которых тот продолжает линию К. Маркса и отстаивает основные тезисы Маркса по вопросу демонтажа государственной машины и строительства пролетарской диктатуры.

     В пятой главе самыми важными элементами являются упоминания о стадиях достижения коммунистического общества (отсылка к “Критике Готской программы” К. Маркса). В.И. Ленин отмечает, что демократия в современном государстве не репрезентативна, она не представляет большинство угнетенного класса, а после установления пролетарской диктатуры: “Итак: в капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрет сама собою”. В.И. Ленин, опираясь на работы Маркса и Энгельса, выделяет две фазы построения коммунистического общества - первичная стадия, которая называется социализм: “Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за господами интеллигентиками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, “некуда будет деться”. Все, общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством оплаты. Но эта “фабричная” дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров, пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед”. Вторая стадия - это собственно коммунистическое общество: Ибо когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных “хранителей традиций капитализма”, - тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероятно, таким быстрым и серьезным наказанием (ибо вооруженные рабочие - люди практической жизни, а не сентиментальные интеллигентики, и шутить они с собой едва ли позволят), что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой. И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.

     В последней главе Ленин упоминает оппортунистов, целью которых является опошление марксизма. Именно неправильная интерпретация или сознательное извращение марксизма привели Второй Интернационал к краху 1914-ого года, когда большинство социал-демократических партий поддержали свои правительства во время Первой Мировой войны. Первоначально Ленин упоминает полемику Плеханова с анархистами. Ключевое отличие анархистов от марксистов заключено в том, что у них нет, и не было никаких предложений о том, чем заменить разбитую государственную машину. Однако Плеханов это отличие не упоминает. Далее упоминается полемика Каутского с Бернштейном. Каутский по мнению В.И. Ленина игнорирует основной аспект учения Маркса о необходимости уничтожения государственной машины, в результате которого полемика Бернштейна с Каутским - это все та же оппортунистическая дискуссия. Ленин комментирует позицию Каутского: “Каутский уходит от марксизма к оппортунистам, ибо у пего совершенно исчезает именно это разрушение государственной машины, совершенно неприемлемое для оппортунистов, и остается лазейка для них в смысле истолкования “завоевания” как простого приобретения большинства.”

     Далее в работе должны были быть упомянуты главы, посвященные революциям 1905-ого и 1917-ого годов, но за недостатком времени и возможностей Ленин так и оставил эту главу ненаписанной, перейдя от теоретических исследований к практической политике.

     В завершении, мне бы хотелось заметить что, работа В.И. Ленина “Государство и революция” представляет очень важное исследования, восстанавливающее основные тезисы классиков марксизма, очищая их от оппортунистических концепций, и анализируя тенденции эпохи Первой Мировой войны.

     Дальнейшее развитие техники и технологий, появление новых средств коммуникации и управления делает все более и более возможной правильную организацию коммунистического общества на первоначальном этапе.

Е.А. Пашковский.



Комментарии

Ваши комментарии
Ваш ник
Пароль
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация и подписка на новости Здесь
Восстановление пароля

Помощь партии

2007 ©КПРФ Санкт-Петербург Приморский район,   e-mail: centrobalt@rambler.ru   тел: (812) 941-25-13