АврораКПРФ Приморский район СПбКПРФ

Официальный сайт КПРФ Приморского района
г. Санкт-Петербурга

Ленин

Какое имя, по вашему мнению, должен носить наш город?

Ленинград

Петроград

Санкт-Петербург


Результаты

Важно!

Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам

25.08.2016
Публикуем Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам. >>>

Восстановить продовольственную безопасность России! Обращение участников Всероссийского совета работников агропромышленного комплекса

30.07.2016
Наши предки всегда были хозяевами на своей земле. Земля-Кормилица была для них наивысшей ценностью. Их основным стремлением было сохранить и преумножить её богатства, передать их потомкам. >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». >>>

Россия 24: Геннадий Зюганов о президентской гонке с Борисом Ельциным

3.07.2016
2 июля Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов принял участие в телепрограмме "Мнение" на телеканале "Россия 24". >>>

Новости

Партийная учеба! Что такое Социализм.

(2015-03-14)

С тех пор, как социалистическое учение появилось на свет, прошло уже более 200 лет. За это время свершилось множество исторических событий, и мир в значительной степени изменился. А как это часть бывает, за далью лет и временными наслоениями стали забываться и теряться из вида многие принципиальные и важные детали этого учения.

Новость добавил Баклушин В.С.

Докладчик А.В. Онисенко.

Что такое социализм

План

1. Необходимость изучения теории социализма.

2. Гуманизм, как предшественник социалистического учения, и их различие.

3. Возникновение социалистического учения. Различие понятий «социализм» и «коммунизм».

4. Основные положения научного социализма.

5. Способы перехода к созданию социалистического общества.

6. Основные направления совершенствования своих знаний теории социализма.

 

—————

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению выбранной темы, не лишним будет разобраться, почему именно эта тема так важна в нашей партийной жизни, и почему она приобретает все более актуальное звучание.

С тех пор, как социалистическое учение появилось на свет, прошло уже более 200 лет. За это время свершилось множество исторических событий, и мир в значительной степени изменился. А как это часть бывает, за далью лет и временными наслоениями стали забываться и теряться из вида многие принципиальные и важные детали этого учения.

Очень ярко эта мысль высказана в стихах В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин»):

<pre>

Люди — лодки.

                   Хотя и на суше.

Проживешь

                    свое

                            пока,

много всяких

              грязных ракушек

налипает

              нам

                  на бока.

А потом,

              пробивши

                       бурю разозленную,

сядешь,

             чтобы солнца близ,

и счищаешь

                водорослей

                           бороду зеленую

и медуз малиновую слизь.

Я

       себя

            под Лениным чищу,

чтобы плыть

                 в революцию дальше.

</pre>

Вот и нам необходимо время от времени возвращаться к истокам того учения, которое еще на заре своего развития буквально перевернуло общественное мировоззрение, чтобы вновь раскрыть заложенную в нем идейную силу и ту роль, которую оно играет в современной жизни. При этом стоит решительно выбросить за борт весь хлам, который мешает нам «плыть в революцию дальше».

Каждый коммунист должен начинать свою деятельность с того, что ответить на несколько заданных самому себе простых вопросов: Почему он пришел в партию? Почему он пришел именно в эту партию? И как он представляет содержание своей партийной деятельности? Тем, насколько честными и четкими будут ответы на эти вопросы, и определяется уровень сознательности и убежденности, а значит и успешности дальнейшей деятельности каждого члена партии.

Как показывает практика, отвечая на эти вопросы, далеко не все партийцы могут дать на них ясный ответ, а ответы тех, кому удается сформулировать свою мысль, могут сильно отличаться от того, что изложено ниже.

В самом общем случае термин «политическая партия» означает группу людей, объединённых общностью идей и интересов и сложивших свои усилия для достижения какой-либо единой цели. Исходя из этого, можно сказать, что в ту или иную партию человека приводит желание объединиться со своими единомышленниками и принять участие в осуществлении тех идей, которые они все вместе разделяют. В какую именно партию пойдет человек — это зависит от содержания самих этих идей.

Для того чтобы привлекать в свои ряды единомышленников и разъяснять сущность совей деятельности каждая партия составляет партийную программу. Именно из неё можно узнать цели и задачи партии и решить для себя, соответствуют ли эти программные установки твоим взглядам и устремлениям.

Стратегической целью нашей партии является построение в России обновленного социализма, социализма XXI века. Что именно понимается под «обновленным» социализмом, и чем отличается социализм XX или XIX века от социализма XXI века, объясняется, мягко говоря, недостаточно, и это надо признать слабым звеном в системе взглядов КПРФ. Но мы пока оставим этот момент в стороне, а обратимся к самому существенному в данном положении — целью коммунистов является построение социализма.

Можно ли вступать в партию, не понимая ее главной цели? К сожалению, многие ее действительно не понимают или считают неважным, второстепенным атрибутом. В том-то и состоит одна из главнейших проблем КПРФ, что далеко не все из вступивших в ряды нашей партии являются единомышленниками. Идейное единство партии достигается только тогда, когда все ее члены согласны с главной целью, которую партия определяет в качестве основного направления своей деятельности. А для этого необходимо совершенно ясно представлять себе эту цель.

Насколько хорошо мы ее себе представляем?

Задайте себе или своим товарищам вопрос, который вынесен в заголовок нашей темы: Что такое социализм? Если вам не удалось ответить на этот вопрос, то это значит, что вы либо никогда не читали Программу КПРФ, либо не пытались вникнуть в то, что там написано.

В Программе дано точное определение того, что коммунисты понимают под понятием «социализм». Это определение выражено в следующем положении: «КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда». Ключом данного определения, является его первая часть — общество, свободное от эксплуатации человека человеком!

Наверное, многие после того как услышат это достаточно простое определение, почувствуют разочарование. Как и это все? Разве в этом заключается социализм? Но как бы странно для многих не звучало это положение, социализм заключается именно в этом. И если встать на принципиальную позицию, то следует сказать, что тот, кто не понимает и не принимает этого положения, тот, видимо, стремиться к чему-то несколько иному, чем социализм, и он должен задуматься, а ту ли партию он выбрал?

Практическая деятельность коммунистов может быть успешной лишь при условии, что она опирается на твердый идейно-теоретический фундамент. Каждый должен четко представлять за осуществление каких целей он борется, и понимать, в чем заключается главный смысл преобразований, к которым он призывает.

Вот и давайте вспомним основополагающие принципы социализма и попробуем разобраться с положениями этой социальной теории.

При этом следует заметить, что социализм  — это серьезное, научно обоснованное учение, и краткое ознакомление с его основными положениями не устраняет необходимости в более глубокой теоретической подготовке. Здесь уместно будет напомнить известные слова Энгельса, обращенные к вождям рабочего движения: «…социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 18, стр. 499).

—————

 

История возникновения социалистического учения достаточно полно была изложена в работе Ф. Энгельса «Анти-Дюринг». Впоследствии соответствующие извлечения из этой книги были изданы отдельной брошюрой, получившей название «Развитие социализма от утопии к науке». В этих работах автор впервые в целостной и систематизированной форме излагает марксистскую теорию социализма.

Энгельс не останавливался подробно на рассмотрении длительного процесса развития философских взглядов, предшествовавших научному социализму. Он лишь определил общее содержание и значение тех теорий, которые стали отправной точкой для исследований Маркса. Энгельс выделил лишь тех представителей нового течения, чьи гениальные идеи уже начали перерастать рамки породившей их эпохи и приблизили открытие нового научного взгляда на социализм — это Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Но было бы неправильным говорить, что только эти мыслители внесли свой вклад в развитие социалистического учения.

Чтобы понять, в чем именно была новизна марксовой теории социализма, необходимо более детально познакомиться с теми взглядами, которые ей предшествовали. Эти взгляды в достаточно подробной форме изложены в известной работе Г. В. Плеханова «К вопросу о монистическом взгляде на историю», которую он написал под псевдонимом Н. Бельтов. Эту работу тоже неплохо было бы прочесть для получения более полного представления о сущности научной теории социализма.

Тем, кто хочет основательно разобраться с данными вопросами, необходимо обязательно прочесть вышеназванные книги. Надо заметить, что коммунист просто обязан читать, без этого он не сможет сознательно относиться к своему делу. Что именно читать — этот вопрос требует отдельного разговора. Пока же не вдаваясь в исторические подробности, перейдем к рассмотрению лишь главных моментов в развитии социалистической теории.

Один из основополагающих принципов диалектического мировоззрения указывает, что при изучении любой объект или явление должны рассматриваться в своем развитии. Ничто не возникает из ничего, у всего есть свои истоки. Для правильного понимания наблюдаемого явления необходимо знать, что послужило базой для его возникновения.

Социалистическое учение не возникло на пустом месте. Оно является определенным этапом развития философской мысли. Базу, на которой формировалось социалистическое учение, составляли взгляды гуманистов XVI-XVIII веков.

Гуманистические взгляды к этому времени получили очень широкое распространение. Они проникли во все сферы общественной жизни. В культурной жизни народов Европы это явление сформировало целую эпоху, названную «эпохой Возрождения» (Ренессанс). В идеологии, господствующей формой которой в те времена была религия, гуманистические взгляды также произвели переворот, вызвав к жизни непростые и многообразные процессы реорганизации церкви, носящие обобщающее название — «Реформация». Венцом же развития идей гуманизма стала Великая французская буржуазная революция, началом которой историки считают взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера).

Сущность идеи гуманизма заключается в том, что человек и так называемые «общечеловеческие ценности» провозглашаются главным и единственным мерилом справедливости, а построение такого справедливого общества, в котором любой человек мог бы эти ценности реализовать, является целью общественного развития.

Сама по себе эта цель и эти взгляды составляют великое достижение в развитии человеческого мышления. Они очень тесно переплетаются с основной социалистической идеей, и поэтому социализм часто смешивают с гуманистическим учением. Но существует важная и принципиальная разница между этими направлениями, которую должен понимать каждый коммунист.

С одной стороны, все основополагающие ценности, провозглашенные гуманистами, сохраняют свою актуальность и при социализме. Но жизнь показала, что реализовать эти ценности в классовом обществе, где просто невозможно создать условия истинного социального равенства, никогда не получится. Поэтому смысл социалистического учения заключается в том, что сначала надо покончить с классовым неравенством, и лишь затем можно будет говорить об общечеловеческих ценностях. Т.к. не может быть общих ценностей у тех людей, чьи повседневные жизненные интересы в существующей системе общественного производства прямо противоположны. В несколько упрощенном изложении можно сказать, что социализм — это гуманизм не для всех, а только для тех, кто является настоящим создателем всех общественных ценностей — для трудящихся.

—————

 

Социализм, как направление общественной мысли, возник в самом начале XIX века. К этому времени капитализм уже вполне сложился в систему, определяющую взаимоотношения между различными социальными группами и слоями общества. Капиталистический способ производства стал играть главенствующую роль в экономической жизни большинства европейских стран, особенно в Англии и во Франции, хотя еще и не достиг своих высших форм.

На этом фоне стали отчетливо проявляться противоречия гуманистического учения. То, что провозглашалось на словах истинными ценностями общества, на деле не могло быть осуществлено. Прежде всего, это выражалось в том, что с наступлением эпохи капитализма происходило очень быстрое расслоение общества, и разница в имущественном состоянии богатых и бедных росла, как сейчас принято говорить, в геометрической прогрессии.

Это в наши дни требуется подробно разъяснять, кто относится к классу наемных рабочих, и по каким признакам мы можем их отличить. В те времена стоило только посмотреть на человека, как он одет и как себя ведет, и все становилось понятно. Большинство рабочих вели полунищенский образ жизни. Если в эпоху докапиталистических отношений любой человек, который имел работу или вел свое хозяйство, содержавшееся собственным трудом, мог прокормить себя и свою семью, то в новое время всем становился очевидным тот факт, что те, кто работал от рассвета до заката, могли влачить лишь убогое существование.

Эта несправедливость требовала объяснения — как в обществе, где все признаны равными в своих правах и свободах, может происходить такое расслоение между различными группами населения? Попытки найти ответ на этот вопрос стимулировали развитие общественной мысли. В этот период создается множество социалистических теорий, но ни одна из них не смогла на него ответить. До тех пор, пока не было принято материалистическое понимание истории, открытое и обоснованное К. Марксом, невозможно было объяснить объективную необходимость и неизбежность социализма.

Но прежде чем перейти к изложению основных положений научного социализма, стоит еще остановиться на уточнении понятий «социализм» и «коммунизм», и разобраться, как они возникли и чем различаются.

Как и во всех подобных случаях, возникновение нового направления науки потребовало разработки соответствующего терминологического аппарата. Слова «социализм» и «коммунизм» являются по сути обозначением одного и того же явления. Возникновение сразу двух почти одинаковых по содержанию терминов объясняется тем, что на ранней стадии развития новой общественной науки существовало два основных подхода к объяснению причины происхождения социального неравенства в капиталистическом обществе и, соответственно, предлагалось два пути реализации тех принципов, на которых должен быть создан новый справедливый миропорядок.

Термин «socialism» предложил в начале 30-х годов XIX века французский утопист Пьер Леру для обозначения воззрений своего учителя Сен-Симона. Этот термин семантически восходил к слову «social», обозначавшему взаимозависимость индивидов, необходимость их коллективного, общественного, существования. Отстаивая идею «общей судьбы» человечества, Сен-Симон, равно как и его соотечественник и современник Фурье, критиковал частную собственность, в которой ведущую роль начинал играть капитал. Однако эта критика не принимала у них формы требования уничтожения частной собственности, а сводилась к идее её использования в интересах всех классов современного им общества.

В противовес этому выдвигался более революционный подход, ключевым требованием которого стало уничтожение частной собственности. Для обозначения этого направления, был введен термин «communism», т.е. общество, построенное по принципам общины и основанное на общности всего имущества.

Возникновение обоих этих понятий относится к тому времени, когда социалистическое учение еще только зарождалось и не имело под собой строго научной базы. После того, как К. Маркс сделала свое научное открытие и обосновал теорию исторического развития человечества, различия которые существовали между этими понятиями утратили всякое значение. В большинстве работ К. Маркса и Ф. Энгельса понятия «социализм» и «коммунизм» используются как абсолютно равноценные. Только в конце XIX – начале XX веков (т.е. уже после смерти Маркса и Энгельса) за этими понятиями закрепилось четкое разграничение. Социализмом стали назвать первую фазу развития и становления коммунистической общественной формации.

Различие этих терминов может иметь определенное значение при теоретических исследованиях и при изучении первоисточников. В этом случае важно уметь различать указанные этапы развития понятий и в зависимости от этого интерпретировать их в том или ином контексте. Но для практической партийной деятельности разница между этими понятиями не существенна. Более целесообразным можно считать использование термина «социализм», так как это именно тот этап, за переход к которому сейчас ведется борьба. Но при этом коммунисты никогда не должны упускать из вида, что социализм есть лишь первая фаза коммунистического общества, и переход к социализму не является нашей конечной задачей. Об этом нам постоянно должно напоминать название нашей Коммунистической партии.

—————

 

Выяснив в общих чертах истоки возникновения социалистического учения, перейдем к рассмотрению основных положений, составляющих содержание научного понятия «социализм».

Главная несправедливость любого общества, которое базируется на антагонизме классов, заключается в том, что представители одних классов (эксплуататоры), живут за счет труда других (эксплуатируемых). Причем всегда в таких случаях с неотвратимой неизбежностью постепенно складывается такое положение, когда те, кто живет за счет труда других, становятся гораздо богаче, тех, за чей счет они живут.

При капиталистических отношениях самым незащищенным слоем является наемный рабочий, пролетарий. Поэтому действительного социального равенства можно достичь лишь тогда, когда этот класс трудящихся, находящийся на самой низшей ступени социальной лестницы, сможет реализовывать свои права наравне со всеми. Именно поэтому наемные рабочие в первую очередь должны быть заинтересованы в создании общества, основанного на социалистических принципах. При изменении прав собственности (т.е. при уничтожении частной собственности) не меняется положение одного пролетариата. От этого он только приобретает, все остальные классы общества что-то теряют.

Пролетарий и социализм — это можно сказать, два слова-синонима. Понятие социализм возникает только там, где существуют пролетарии. Социализм — это мировоззрение класса наемных рабочих. Даже те течения, которые сегодня принято называть утопическим социализмом, также исходили из необходимости защиты интересов пролетариата. А после Маркса это становится уже научной истиной.

Но одно дело желать блага кому-либо, другое дело осуществить это благо и показать способы того, как оно может быть достигнуто. В этом и заключается различие между утопическими взглядами на социализм, и научным подходом к этому вопросу, основателем которого по праву считается Маркс.

Надо было не только показать существующую в обществе несправедливость, но, во-первых, объяснить причины ее возникновения, а во-вторых, (что гораздо важнее) доказать, что эта несправедливость не только не является обязательным условием существования современного общества, но и стала тормозом его дальнейшего развития. Исходя из этого, должна быть показана реальная возможность устранения этого препятствия и обоснованы принципы, на которых должно строиться новое общество.

Чтобы это сделать, нужно было предварительно обнаружить и объяснить законы, по которым идет развитие человеческого общества. До Маркса наибольшее распространение получил тот взгляд, что развитие общества не подчиняется каким-либо закономерностям, что основной его движущей силой является воздействие человеческого разума. На этом и основывались все утопические теории, причем не только социалистические. Смысл этого подхода заключался в том, что если можно было представить себе и описать новое справедливое общество, то этого было достаточно, чтобы все могли понять его необходимость и приступить к реализации этой идеи. Все достижения в общественной и политической сферах человеческой деятельности приписывались исключительно интеллектуальным способностям великих правителей, философов, просветителей и т.п.

Существовала и другая точка зрения. Ученые и мыслители, которые более внимательно присматривались к общественным процессам, замечали, что человек принимает решения и совершает свои поступки под воздействие внешних причин, и что в силу этого его деятельность является не хаотичной и спонтанной, а в значительной степени законосообразна (т.е. подчиняется определенным законам). Но им не удавалось выявить те реальные движущие силы, которые обеспечивают развитие человеческого общества. (Эта тема хорошо раскрыта в вышеупомянутой работе Г. В. Плеханова «К вопросу о монистическом взгляде на историю».)

Первое великое научное открытие К. Маркса заключается в том, что он открыл новый подход к рассмотрению исторического процесса. В результате своих исследований он определил, что движущей силой развития человеческого общества является развитие производительных сил и экономический базис общества. Тем самым Маркс выявил законы, согласно которым происходит движение общественной жизни.

Стоит отметить, что еще до Маркса делались попытки использовать в качестве научного обоснования социализма экономические законы, в частности, теорию трудовой стоимости, выдвинутую Давидом Рикардо. Сам Д. Рикардо не был социалистом, но в ходе изучения вопросов политэкономии он пришел к выводу, что стоимость всех товаров определяется тем трудом, который в них заключен. Рикардо первым открыл этот основной экономический закон капиталистического способа производства, но не смог полностью обосновать и доказать его. Это обоснование позже сделает уже Маркс. (Было время, когда этот закон называли законом Маркса-Рикардо.) Но сама постановка вопроса о том, что в основе всех богатств общества лежит труд простых производителей, стала отправной точкой в развитии научного подхода к теории социализма.

Несмотря на все старания придать новым социальным теориям научный характер, эти попытки заканчивались, в конечном счете, неудачей, так как в них не учитывались многие факторы общественного производства. В тоже время эти незрелые теории вносили очень много путаницы и ложных взглядов в головы своих современников. Марксу и Энгельсу пришлось потратить немало сил, чтобы показать ложность и необоснованность этих теорий. Самой вредной из них Маркс считал прудонизм, который получил в то время большое распространение. Эти взгляды до сих пор занимают определенную нишу среди сторонников борьбы за социальную справедливость, а потому необходимо сказать несколько слов и о них.

Общий смысл прудонизма можно свести к тому основному положению, что раз все материальные ценности создаются трудом непосредственного производителя, то и надо сделать так, чтобы производитель получал все результаты своего труда. При первом знакомстве такой взгляд кажется справедливым, но при подробном и более близком рассмотрении оказывается совершенно несостоятельным.

Дело в том, что этот принцип в более или менее общем виде был реализован еще в докапиталистическом обществе. Он предполагает наличие множества мелких производителей (хозяйчиков) и раздробленное частное производство. Собственно это и составляло суть феодализма, основной единицей которого было отдельное крестьянское хозяйство. Сила капитализма проявилась в том, что он смог укрупнить производство, за счет чего производительность труда была поднята на невиданный до этого уровень. Но при этом и уровень разделения труда при капитализме достиг такого масштаба, что стало невозможно отдельным работникам присваивать результаты своего труд, так как они являются лишь звеньями одной общей системы производства.

Рассматриваемая нами тема не позволяет подробно останавливаться на всех нюансах этой теории. Просто укажем, что она по своей сути является реакционной, так как призывает отказаться от крупного машинного производства в пользу мелкого, т.е. повернуть историю вспять. В этом и заключается ее утопизм и неосуществимость. Но она своей кажущейся «справедливостью» вносит много путаницы в головы трудящихся. Достаточно вспомнить, что именно подобные взгляды насаждались у нас в стране в период Перестройки и выдавались за истинный социализм. Но попытка их реализации стала одной из главных причин возрождения капитализма в России и развала СССР.

Однако вернемся к теории Маркса.

Основываясь на своем открытии материалистического понимания истории, Маркс объяснил имущественное неравенство, возникающее при капитализме, тем, что люди в силу различных причин, главными из которых являются общественное разделение труда и существование института частной собственности, занимают определенное место в процессе общественного производства. Это положение объективно определяет, к какому классу общества относится тот или иной человек. Те, кто обдает правами на владение средствами производства, присваивают себе и весь созданный при помощи этих средств производства продукт. Те, кто не имеет средств производства и возможности их приобрести, вынуждены продавать свою рабочую силу, а взамен им в качестве заработной платы отдают часть произведенного ими продукта. Таким образом владельцы средств производства присваивают себе определенную часть продукта, созданного рабочими, не возвращая им ничего в виде эквивалента. Такое безвозмездное присвоение результатов чужого труда называется эксплуатацией.

Описанная здесь форма эксплуатации представляет собой присвоение прибавочной стоимости. Она является ключевой для капиталистического способа производства, но не единственной. Можно назвать еще такие виды эксплуатации как неэквивалентный обмен, завышенные налоги, да и прямое отчуждение имущества посредством насилия при капитализме наблюдается достаточно часто. Именно эксплуатация позволяет наживать свои богатства тем классам общества, в руках которых находится основные средства производства и государственная власть.

Для правильного понимания сущности эксплуатации важно подчеркнуть следующий момент. Когда мы говорим о богатстве и бедности, то в большинстве случаев речь идет не об абсолютной их величине, а об относительной, которая определяется не количеством тех или иных средств, находящихся в распоряжении человека, а тем, какую часть от созданного общественного богатства эти средства составляют. Та часть продукта, которая достается рабочим, в количественном измерении может уменьшаться незначительно, или вообще не уменьшаться, а в некоторых случаях даже увеличиваться, но если ее сравнить с той долей, которую получает хозяин предприятия, она становиться все меньше и меньше.

Пока не будет уничтожена такая система распределения результатов труда, никакого социального равенства достичь невозможно. И именно поэтому уничтожение всех видов эксплуатации человека человеком является главной идеей социализма.

Крупных собственников средств производства не так уж и много. И если бы дело заключалось только в них, то их можно было бы легко призвать к ответу. Сложность заключается в том, что эти собственники имеют возможность нанимать себе за счет полученных в результате эксплуатации прибылей различного рода слуг, обеспечивают их безбедное существование, чтобы те, в свою очередь, способствовали сбережению основных средств собственников и защищали интересы этого крупного капитала. В капстранах главным слугой капиталистов становиться весь государственный аппарат.

Также надо отметить, что зачастую эксплуатации подвергаются не только наемные рабочие. Класс буржуазии тоже может страдать от эксплуатации. Хотя здесь необходимо уточнить, что у них отбирают не только результаты их личного труда, но и часть той прибыли, которую они получили за счет эксплуатации рабочего. Этот момент важен для понимания того, что определенная часть буржуазии может быть тоже недовольна политикой правящей верхушки и выступать против нее. И это при определенных условиях коммунисты могут использовать в своих интересах.

Но раскрыв сущность капиталистической эксплуатации, Маркс не ограничился этим. Как мы уже говорили, нужно не просто объяснить какое-либо явление, гораздо важнее показать, как это явление будет развиваться в дальнейшем, чтобы мы могли на него оказывать влияние или использовать в своих целях. Ведь можно же задать простой вопрос: Раз эксплуатация существует, раз она является объективной реальностью, то может быть она жизненно необходима? Может быть без нее нельзя обойтись?

Действительно, система эксплуатации складывается не просто по чьей-то прихоти. Она является результатом естественного развития общества, результатом борьбы человека за свое существование и возникающей из нее конкуренции. Были времена, когда она была даже необходима для того чтобы общество в целом могло развиваться. в этом смысле можно упомянуть хотя бы о временах Древнего Рима и Древней Греции. Тогда философы, например Аристотель, вообще оправдывали институт рабства. Они считали, что рабский труд должен освободить часть граждан он необходимости непосредственно добывать себе средства к существованию, чтобы эта группа могла заниматься наукой, искусством и другими общественно полезными задачами. При тогдашнем уровне средств производства просто невозможно было обеспечить равномерное распределение богатств между всеми членами общества и одновременно концентрировать их для выполнения каких-либо общественных проектов.

В своем учении Маркс обратил основное внимание на то, что при тех масштабах производства, которых общество достигло при капитализме, материальных ценностей создается достаточно, чтобы обеспечить насущные потребности всех работников и всех без исключения участников процесса общественного производства. Поэтому в этих условиях эксплуатация не является необходимостью. Более того, капиталистический способ производства стал мешать естественному развитию человечества, а потому на его место должен прийти другой. И база для этого нового способа производства уже в основе своей создана в недрах самого капиталистического общества. Поэтому социализм, т.е. общественный строй, при котором общественное производство исключает возможность эксплуатации человека человеком, является более справедливым, соответствует естественному направлению исторического развития, и налицо все предпосылки для его осуществления. А опыт создания первого в мире социалистического государства совершенно определенно доказывает возможность и жизнеспособность общества, в котором нет угнетения одних людей другими.

Только основываясь на таком научном базисе можно по-настоящему отстаивать идеалы социалистического общества.

—————

 

Для того чтобы создать социалистическое общество необходимо, чтобы сперва власть перешла к представителям того класса, который в этом новом обществе наиболее заинтересован. Всякая замена старого строя новым есть революция. Поэтому коммунисты не могут не быть революционерами. Причем эта власть должна перейти не на временной основе, как это часто предлагается сделать путем «справедливых демократических выборов». Класс наемных рабочих через своих наиболее передовых представителей, собранных в коммунистической партии, должен установить диктатуру и исключить любую возможность возврата к прежним методам распределения материальных ценностей.

Вероятность того, что коммунисты могут прийти к власти парламентским путем, практически сводится к нулю, хотя теоретически при некотором особенно удачном стечении обстоятельств, такое можно предположить. Но даже если это и произойдет, то все равно после прихода к власти парламентским путем должна быть установлена диктатура пролетариата, которая подразумевает, в том числе, и отказ от парламентской избирательной системы. Иначе какой смысл приходить к власти на четыре-пять лет, если потом могут вновь всех переизбрать, и все вернется на круги своя?

Боязнь гражданской войны, нежелание проливать кровь — это вполне естественное свойство любого человека. Но революция и революционное насилие — это еще не значит «море крови». Мирный переворот для коммунистов более желателен, нежели кровавый. Но ход преобразований зависит не от них, а от поведения высших классов и правительств.

Если мы говорим, что первое условие для реализации социалистических ценностей — приход к власти представителей рабочих и установление диктатуры пролетариата, то это не значит, что сейчас никакой диктатуры нет. Даже в самом демократичном, но разделенном на классы обществе всегда осуществляется диктатура правящего класса. Однако, властьимущие всячески пытаются навязать ту точку зрения, что демократическая республика не является диктатурой, и никакого насилия она не несет.

Мы и сейчас каждый день живем в обществе, в котором проявляется насилие. Просто не все понимают, что означает этот термин на деле. Обычно с этим словом связывают сцены ужасных расправ, ассоциируют его с маньяками и прочими персонажами из фильмов ужаса, либо с преступной хроникой. Но когда полицейский задерживает преступника, он тоже применяет насилие, когда вам выписывают штраф за неправильную парковку — это тоже насилие, когда отстраняют от власти какое-либо проворовавшееся должностное лицо — это тоже принуждение к выполнению определенных общественных требований. Весь государственный аппарат — это аппарат насилия и принуждения, причем независимо, капиталистическое или социалистическое государство мы имеем в виду.

Поэтому требование установления диктатуры пролетариата означает смену буржуазной диктатуры на диктатуру пролетариата, то есть смену тех рычагов осуществления политической власти, при помощи которых свою волю обществу навязывали капиталисты, на те приемы и методы, которые направленны на отстранения от власти этих эксплуататорских элементов, и осуществление власти в целях трудящихся.

Но революция не означает, что обязательно начнется широкая вооруженная борьба. Революции, произошедшие в феврале и в октябре 1917 года, хотя и были осуществлены не без потерь и столкновений, но в целом можно считать, что обошлись малой кровью. Гражданская война не приняла бы таких размеров и закончилась бы достаточно быстро, если бы контрреволюционные элементы не были поддержаны внешними силами.

Однако, несмотря на все эти доводы, простому человеку очень непросто переступить через определенную грань и принять необходимость революционного насилия. Видимо, поэтому революции происходят, как правило, тогда, когда появляется большая масса людей, которые начинают понимать, что, не вступив на путь борьбы, они обречены на гибель, и выбирать им, собственно, уже не из чего.

Чаще всего это связано с теми моментами, которые обусловлены общим кризисом капитализма. Например, когда народы разных стран ставятся перед выбором либо коллективного выживания, либо самоуничтожения всего человечества в горниле мировой войны. Достаточно напомнить, что первая попытка построения социалистического общества, предпринятая коммунарами Парижа в 1871 году, была прямым следствием обострившихся классовых противоречий, дошедших до крайностей в результате Франко-Германской войны. Первое в мире государство Советов возникло на руинах Первой мировой войны. А после Второй мировой войны социализм перешагнул границы одного отдельно взятого государства, и возникла мировая система социализма.

Всё более очевидным для всех становится тот факт, что человечество на современном этапе входит в очередной виток борьбы за «новый мировой порядок». Серьезно обострились все группы противоречий нынешнего общества. На повестку дня с устрашающей неизбежностью выдвигается вопрос о возможности возникновения третьей мировой войны. И сегодня вновь наибольшую актуальность получают проблемы борьбы за мир и выживание народов.

Давно доказано, что угроза развязывания локальных и мировых войн заложена в самой природе капиталистического общества, и особенно присуща его высшей стадии развития — империализму. И в качестве ответной реакции на эти тенденции, набирает силу идея социализма. Повышается интерес к ценностям, стержнем которых является подлинное равенство людей и справедливость, основанная на социалистических принципах. Поэтому, как у нас принято иногда говорить, «общее полевение», наблюдающееся сегодня во многих капиталистических странах, вполне закономерно.

В этих условиях коммунисты должны активизировать свою пропагандистскую и агитационную работу, разъясняя сущность идей социализма, вскрывая глубинные противоречия всех современных общественных процессов, и доказывать необходимость активной борьбы за свои интересы всех трудящихся, подвергающихся эксплуатации в наши дни.

—————

 

В рамках одной лекции невозможно исчерпывающе рассмотреть все вопросы, связанные с теорией социализма. Но в завершении хотелось бы хотя бы в общих чертах упомянуть те наиболее актуальные направления, по которым должно продолжаться самостоятельное изучение коммунистами этой теории.

Во-первых, необходимо глубоко разобраться в том, что такое эксплуатация и как она проявляется в наши дни. Даже сочувствующие социалистическим идеям, граждане, так называемые, сторонники партии, а нередко, и сами коммунисты, не принимают классическую трактовку понятия социализма именно потому, что не понимают, каким образом осуществляется эта эксплуатация, и как она сказывается непосредственно по отношению к ним. Они считают, что это устаревшие и непригодные для современности формулировки. Однако это большое заблуждение.

Многие начинают проявлять недовольство своим положением в современном обществе. Они говорят о несправедливости, о невнимании властей, о различного рода нарушениях законодательства и т.п. Но в чем состоит сущность всех этих несправедливостей? А сущность проста — она заключается в том, что различными способами хотят урезать права того или иного гражданина на пользование результатами либо его непосредственного, либо общественного труда. Это и есть эксплуатация.

Во-вторых, очень важно разобраться в тех процессах, которые происходили в Советском Союзе. Необходимо понять не только внешние, но и глубинные причины развала СССР. Нельзя все сводить к простому предательству идеи социализма рядом харизматичных личностей. Надо понимать, что в советском обществе были реализованы далеко не все принципиальные положения социализма.

Одной из главных ошибок было то, что наше социалистическое общество изображалось чуть ли не как верх совершенства, как страна, где текут молочные реки с кисельными берегами. Например, многими стал превратно истолковываться принцип распределения «каждому по потребности». Получалось, что коммунизм — это общество всепоглощающего потребления. Однако и социалистическое и коммунистическое общество подразумевают совершенно конкретный ряд ограничений, в том числе и в потреблении, в частности, в потреблении предметов роскоши.

Социализм — это всего лишь общество, в котором отсутствует эксплуатация, но это не значит, что там нет никаких других серьезных проблем. При социализме совершенно естественно возникают новые противоречия, которые требуют своего разрешения. Ведь в соответствии с законами диалектики, развитие любого общества, в том числе и социалистического, осуществляется через столкновение различного рода противоположностей. Другое дело, что эти противоречия и противоположности носят уже несколько иной характер, нежели при капитализме. Но, тем не менее, их тоже нужно своевременно обнаруживать, и находить для них соответствующее решение. А это невозможно сделать без дельнейшего развития теории социализма. Именно отход в практической деятельности от принципов, которые составляют основу этой теории, и привел, в конечном итоге, к реставрации капитализма.

В советский период в ходе реализации идей социализма возникло несколько сложных с теоретической точки зрения, вопросов, на которые так и не удалось найти ответ. Например, так и не удалось создать общую политэкономию социализма, не решен был вопрос о взаимоотношениях Советов и правящей Коммунистической партии, и ряд других не менее важных вопросов. Но ответить на эти вопросы нужно, и это предстоит сделать уже нам на основе изучения ранее созданной теории, а также на основе опыта, оставленного советским государством.

И последнее, что хотелось бы подчеркнуть еще раз. Социализм — это наука. Поэтому, занимаясь данными проблемами, нельзя ни в коем случае ограничиваться поверхностными суждениями или основываться на широко распространенных в обществе мнениях. Существует множество примеров, когда такие мнения оказывались лишь плодом чьих-то ничем не оправданных фантазий и выдумок, либо продуктом специально продуманной идеологической обработки общества, совершающейся через средства массовой информации или иные источники.

Любой коммунист должен быть хотя бы немножко ученым. Коммунист просто обязан освоить научный образ мышления.

Наша партия призывает к очень серьезному и коренному изменению общественного устройства. Это изменение подразумевает непростую и тяжелую борьбу трудящихся за свои интересы. Нельзя пропагандировать подобного рода идеи, не будучи твердо убежденным в правоте своей позиции, которая должна вырабатываеться на основе подлинно научных знаний.



Комментарии

Ваши комментарии
Ваш ник
Пароль
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация и подписка на новости Здесь
Восстановление пароля

Помощь партии

2007 ©КПРФ Санкт-Петербург Приморский район,   e-mail: centrobalt@rambler.ru   тел: (812) 941-25-13