АврораКПРФ Приморский район СПбКПРФ

Официальный сайт КПРФ Приморского района
г. Санкт-Петербурга

Ленин

Какое имя, по вашему мнению, должен носить наш город?

Ленинград

Петроград

Санкт-Петербург


Результаты

Важно!

Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам

25.08.2016
Публикуем Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам. >>>

Восстановить продовольственную безопасность России! Обращение участников Всероссийского совета работников агропромышленного комплекса

30.07.2016
Наши предки всегда были хозяевами на своей земле. Земля-Кормилица была для них наивысшей ценностью. Их основным стремлением было сохранить и преумножить её богатства, передать их потомкам. >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». >>>

Россия 24: Геннадий Зюганов о президентской гонке с Борисом Ельциным

3.07.2016
2 июля Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов принял участие в телепрограмме "Мнение" на телеканале "Россия 24". >>>

Новости

Цивилизационный подход к развитию общества

(2015-02-11)

4 февраля 2015 года состоялся семинар партийного актива Приморского районного отделения КПРФ на тему: "Классовый и цивилизационный подход к развитию общества". В работе семинара принял участие член ЦК КПРФ Юрий Павлович Белов.

Новость добавил Баклушин В.С.

Цивилизационный подход

(текст выступления Пашковского Евгения Александровича на семинаре

 

“Классовый vs цивилизационный подходы”)

 

1. Категориальный аппарат.

2. Научные исследования.

3. Актуальность цивилизационного подхода

4. Использование в политической борьбе.

 

1. Термин “цивилизация” введен в научный оборот английским исследователем Адамом Фергюссоном. Первоначальное значение - определенный уровень общественного развития - “цивилизованное состояние” [Фергюссон А. Очерки истории гражданского общества, 1766]. Фергюссон выделял нецивилизованный (варварство) этап развития общества, его сменял цивилизованный этап. В дальнейшем, значение термина изменилось, и в первой четверти девятнадцатого столетия термин цивилизация стал пониматься, как “локальная цивилизация” (культурно-исторический тип) [Гизо Ф. История цивилизации в Европе, 1845]. Гизо подразумевал, что цивилизация – определенный вид общества, характеризующийся определенным прогрессом общества и прогрессом индивида. Гизо  располагает  цивилизации  по определенной шкале, в которой каждая цивилизация находится на определенной ступени развития. Древние цивилизации руководствовались категорическими принципами (односложная политическая и религиозная структура), современная Гизо европейская цивилизация гораздо более сложная и многообразная, как в политическом, так и в религиозном плане.

Все дальнейшие исследователи выделяют общие черты, которые отличают цивилизацию:

- религия

- история

- культура

- язык

В зависимости от этих показателей в понятие «греческая цивилизация» можно было включить как античные полисы Греции, так и  эллинизированные государства Македония, но и те государства, возникшие после экспансии Александра Македонского  (царство Селевкидов, Греко-Барктрийское царство  и др.)

 

2.  Говоря об ученых, которые внесли вклад в развитие цивилизационного подхода, мы можем отметить, что цивилизационный подход формировался бессистемно, в зависимости от того, какой из элементов подхода желал рассмотреть тот или иной автор.

Ж. Гобино [Учение о неравенстве человеческих рас, 1853] и немец Г. Рюккерт  [Всемирная история в органическом изложении, 1857] ставили романо-германскую цивилизацию на высшую ступень развития. Если у Гобино цивилизации (от египетской до германской) сменяют друг друга, предполагая обрушение и исчезновение, то Рюккерт считал, что все цивилизации (славянская, арабская, китайская и индийская) должны европеизироваться.

Николай Яковлевич Данилевский [Россия и Европа, 1871] выдвигает концепцию противостояния России и Европы (романо-германской цивилизации). Данилевский подробно описывает процесс противостояния России с Англией, Францией и другими европейскими государствами по вопросу независимости южных славян.  Миссия России по Данилевскому заключался в  консолидации славянства и формировании полноценной славянской цивилизации. Аналогичный взгляд на “конфронтацию с Европой” был популярен  в Германской империи [Фридрих Науманн – Центральная Европа, 1915] и Франции,  а также Великобритании. Наиболее полно он был отражен в доктрине Монро [1823, нота Государственного секретаря США Монро, о недопустимости вмешательства европейских держав в дела Латинской и Северной Америки].

Освальд Шпенглер [Закат Европы или Закат Запада, 1918, 1922]. Под западной цивилизацией исследователь понимает Европейскую цивилизацию. Запад {Европа} достигла культурного расцвета, что предполагает расширение экономической и политической мощи, но дальнейший культурный упадок. Цивилизация в современный ему период - совокупность нации и культуры. “Всемирная история - государственная история, и всегда ею остается”.

Арнольд Тойнби [Исследование Истории («Постижение истории»), 1934-61]. Фундаментальное исследование, ставящее целью систематизацию всех мировых цивилизаций. Работа состоит из 12 томов, между публикацией первого тома  и выходом двенадцатого тома прошло 29 лет. Работа характеризуется историческим плюрализмом,  постоянным изменением количества цивилизаций, цивилизации представляют примитивные и цивилизованные сообщества в самых разных этапах общественного прогресса. Категории: независимые и сателитные, отцовские и сыновьи, прекратившиеся и ныне существующие. История культурных связей между культурно-историческими типами. Например, от глобальной православной цивилизации выделяется локальная русская православная цивилизация, которая в период Советского Союза понимается Тойнби, как «русская»

Список глобальных цивилизаций {1961}: Западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская, православная, среднеамериканская, индийская, китайская, шумеро-аккадская.

Самуэль Хантингтон [Столкновение цивилизаций?, 1993]. Исследователь выделяет 8 крупных цивилизаций:

Западная, православная, конфуцианская, японская, исламская, латино-американская, индуистская, африканская (на стадии формирования).

Остальные цивилизации носят локальный характер. Общность культуры, языка и религии - основания для формирования цивилизации.

Синдром “братских стран”, как феномен в международных отношениях. Страны, которые близки цивилизованно, могут выступать союзниками во внешней политике (Россия и Сербия, Турция и Азербайджан, Сирия и Египет)

Специфика “расколотых стран”, где общество и политическая власть (элита) имеют разные представления о цивилизационных ориентирах (Турция.)

Л.Н. Гумилев [Этногенез и биосфера Земли] Оригинальное исследование, посвященное интепретации периодов развития основных этносов, которые сформировали основные цивилизации, однако исследование носит схематичный и дискуссионный характер. Термин “пассионарность” (непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво), три фазы - роста, расцвета и упадка, после которого этнос исчезает.

 

3. Актуальность цивилизационного подхода заключается в росте противоречий в современных международных отношениях. Примером в данном случае могут стать столкновения на Балканах (принявшие форму этнических чисток в Косово и государства Босния и Герцеговина), Ближневосточной весны 2011-ого года (свержение светских авторитарных режимов  в Северной Африке). Политическим феноменом, который наиболее ярко воплощает в себе остроту цивилизационных факторов на Ближнем Востоке,  является Исламское Государство. Примером “расколотой страны” может выступить Украина, где историко-культурные связи половины населения были ориентированы на Россию, а значительная часть населения запада страны, ориентирована на интеграцию в ЕС. Отказ руководства Украины от федеративной модели, от учета культурной и исторической специфики страны, привел к отделению ряда регионов и гражданской войне. 

 

4. Использование элементов цивилизационного подхода в политической борьбе возможно в случае соединения национально-освободительной борьбы с классовой борьбой. В качестве наиболее успешной тактики можно отметить деятельность коммунистов в Албании и Югославии по борьбе  с немецкими оккупантами, и  их местными союзниками-коллаборационистами. Так, например, коммунисты Югославии должны были вести борьбу как с Германией, Италией, хорватскими усташами, так и с сербскими «четниками» - сторонниками югославской монархии. Блестящим примером политической борьбы также можно назвать деятельность Коммунистической Партии Китая, коммунистов Вьетнама и Северной Кореи. В боях с японскими оккупантами и чанкайшистами была создана Китайская Народная Республика, освободительная борьба с японскими оккупантами, французскими колонизаторами и профранцузской «Вьетнамской империей» привела к созданию Демократической Республики Вьетнам.

 

 

Нельзя также забывать, что во время Великой Отечественной войны советский народ боролся за защиту  социалистических завоеваний Октября, и одновременно с этим отстаивал национальную независимость и суверенитет всех 16 республик Советского Союза.

 

 

Таким образом, сохраняя приверженность классовому сознанию, Коммунистическая Партия Российской Федерации может использовать элементы цивилизационного подхода в агитационных мероприятиях, может апеллировать к национально-освободительной борьбе, и использовать этот подход на практике в собственных интересах.

  



Комментарии

Ваши комментарии
Ваш ник
Пароль
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация и подписка на новости Здесь
Восстановление пароля

Помощь партии

2007 ©КПРФ Санкт-Петербург Приморский район,   e-mail: centrobalt@rambler.ru   тел: (812) 941-25-13