АврораКПРФ Приморский район СПбКПРФ

Официальный сайт КПРФ Приморского района
г. Санкт-Петербурга

Ленин

Какое имя, по вашему мнению, должен носить наш город?

Ленинград

Петроград

Санкт-Петербург


Результаты

Важно!

Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам

25.08.2016
Публикуем Обращение Центрального Штаба КПРФ по выборам. >>>

Восстановить продовольственную безопасность России! Обращение участников Всероссийского совета работников агропромышленного комплекса

30.07.2016
Наши предки всегда были хозяевами на своей земле. Земля-Кормилица была для них наивысшей ценностью. Их основным стремлением было сохранить и преумножить её богатства, передать их потомкам. >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «О Предвыборной программе политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». >>>

Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва»

5.07.2016
Публикуем Постановление XVI (внеочередного) съезда КПРФ «Об участии политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». >>>

Россия 24: Геннадий Зюганов о президентской гонке с Борисом Ельциным

3.07.2016
2 июля Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов принял участие в телепрограмме "Мнение" на телеканале "Россия 24". >>>

Новости

Непокоренный, трудовой Ленинград.

(2014-01-25)

В планах нацистской Германии Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану «Барбаросса» Ленинградское направление являлось одним из главных. Кроме военных расчетов были также экономические и политические. Ленинград был колыбелью Октябрьской революции, оплотом и символом зарождения советской страны. Уничтожение такого города было бы для СССР сокрушительным ударом.

Новость добавил Баклушин В.С.

В планах нацистской Германии Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану «Барбаросса» Ленинградское направление являлось одним из главных. Кроме военных расчетов были также экономические и политические. Ленинград был колыбелью Октябрьской революции, оплотом и символом зарождения советской страны. Уничтожение такого города было бы для СССР сокрушительным ударом.

Одновременно Ленинград был центром с мощнейшим потенциалом оборонной промышленности, крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом.

Однако, именно то, что сделало Ленинград объектом ожесточенной агрессии нацистов спасло его - город Ленина оставался крупным промышленным производственным центром, городом трудящихся в самые  страшные 872 дня своей истории. В жутких условиях голода, без отопления и света ленинградцы продолжали трудиться, работать ради Победы. Коллективный труд сплачивал, помогал бороться с унынием, пережить смерть родных, давал ощущение сопричастности великому общему делу. Расчеты гитлеровцев не оправдались, ленинградцы не погибли поодиночке: труд, трудовые коллективы стали основой жизни в блокадном городе.

За короткое время усилиями горожан был создан надежный ближний тыл, ставший главной базой оборонявших город войск, его опорным арсеналом.

До Великой Отечественной войны Ленинград являлся одним из ведущих промышленных центров страны. В нем действовало 333 предприятия союзного и республиканского подчинения, а также большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого был характерен высокий профессиональный уровень инженеров и техников. Очень высок был научно-технический потенциал Ленинграда, где насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106 техникумов.

С приближением немецких войск к Ленинграду вместе с эвакуацией населения происходила организованная эвакуация производств и персонала предприятий. Всего к началу блокады 8 сентября 1941 года из Ленинграда было вывезено 92 предприятия. В результате вывоза большого количества агрегатов, станков, машин и оборудования производственная мощность ленинградских заводов и фабрик уменьшилась до 50 % от довоенной. Компенсировались эти потери за счет лабораторий, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, ремонта находившегося на складах и считавшегося непригодным старого оборудования.

Руководство городом возложено на горком ВКП (б).

Начало Великой Отечественной войны обусловило необходимость перевода гражданской экономики на выпуск военной продукции, а в оборонном комплексе - перехода в кратчайшие сроки на максимально крупносерийное и массовое производство. Перевод ленинградских предприятий на военные рельсы начался утром 22 июня. Прибывшая в штаб военного округа группа работников горкома ВКП(б) должна была выявить потребности войск в артиллерийских снарядах, минах, патронах, взрывчатке, колючей проволоке и других материалах, необходимых для укрепления обороны с тем, чтобы дать задание предприятиям города на их изготовление. С того дня сложился тесный контакт между руководством городской партийной организации и командованием округа, а затем и фронта.

Для оказания помощи предприятиям в налаживании производства в июле 1941 года при горкоме ВКП(б) была создана комиссия. В нее входили видные ученые, опытные инженеры и директора предприятий. Ею была организована разработка и внедрение в производство новых технологических процессов, оказана техническая помощь предприятиям города.

Когда в сентябре 1941 года в результате блокады прервались налаженные производственные связи ленинградских предприятий с заводами и фабриками других регионов страны и прекратилось поступление в город сырья, решением совета народных комиссаров СССР на Ленинградский городской комитет ВКП(б) были возложены функции всех отраслевых наркоматов.

Одной из первых стала решаться задача усиления внутригородского кооперирования  между предприятиями и перевода их на строго ограниченную номенклатуру выпускаемой продукции. Связь предприятий с наркоматами ограничивалась лишь тем, что заводы и фабрики направляли им отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Производственные же программы стали определяться постановлениями горкома партии, исходя из потребностей фронта. Для изготовления оборонной продукции городскому комитету партии приходилось перераспределять станки, машины и механизмы, горючее и сырье с одного предприятия на другое в зависимости от задания, которое эти предприятия получали.

Такая организация руководства в условиях блокады позволила наладить необходимое внутригородское кооперирование и наиболее рациональное использование материальных и людских ресурсов. При руководящей роли горкома ВКП(б) над выполнением фронтовых заказов трудились в порядке кооперации сотни предприятий. Например, в производстве полковых пушек участвовало 60 заводов различных наркоматов, в изготовлении реактивных установок - 40 предприятий. Детали автоматов производились на 7 заводах, пулеметов и автоматов - на 15, изготовлением боеприпасов занималось свыше 100 предприятий.

Задачи оказания всемерной помощи фронту и ход выполнения оборонных заказов решались на Бюро Областного и Городского комитетов партии, на пленумах райкомов, на партийных собраниях предприятий и учреждений. В сентябре 1941 года в Смольном собрался партийный актив, определивший задачи партийной работы в области организации обороны Ленинграда. В это время ленинградские рабочие, инженеры, ученые, писатели, художники, артисты, врачи вступали в ряды Коммунистической партии. В октябре 1941 года городская партийная организация пополнилась 811 новыми членами, и на 1 ноября 1941 года она насчитывала 75 682 члена и кандидата в члены партии, из которых более 60% составляли рабочие.

Все для фронта.

С началом войны  на выпуск вооружения и боеприпасов были переориентированы ведущие отрасли промышленности - машиностроительная, электротехническая, оптическая, химическая, легкая и пищевая.

Заводы “Электросила”, “Электроаппарат”, “Буревестник” с производства оборудования для электростанций были переориентированы на выпуск мин. Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) производил прицелы, панорамы, взрыватели для снарядов, штыки, корпуса гранат, снаряды для 45-мм орудий.

Сталепрокатный и проволочно-канатный заводы вместо выполнения заказов для тракторных предприятий стали выпускать крепеж для танков, ленты для патронов, гранаты и автоматы. “Севкабель” и “Красная заря” увеличили производство военно-полевых средств связи. Завод резино-технических изделий перешел на производство аэростатов заграждения, противохимической одежды, резиновой обуви. Вагоностроительному заводу им. Егорова, приступившему к выпуску мин и некоторых видов армейского снаряжения, пришлось изготовить для этой цели несколько десятков специальных станков, большое количество штампов, приспособлений и инструментов.

Под вой воздушной тревоги.

Выпуск продукции для фронта затруднялся постоянными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. Все бойцы местной противовоздушной обороны (МПВО) предприятий были переведены на казарменное положение. Вражеская артиллерия и авиация обрушивали на заводы один удар за другим.

На заводе «Электросила» был сформирован, вооружен и переведен на казарменное положение рабочий полк, бойцы которого работали на производстве, а по окончании работы занимались военным делом. В середине сентября 1941 года завод оказался в расположении второго эшелона войск Ленинградского фронта. На территории «Электросилы» строились дзоты, оборудовались огневые позиции артиллерии, стрелковые окопы и амбразуры.

В таких же условиях работали и другие крупные предприятия осажденного города.

В осажденном Ленинграде, в 4-х километрах от передовой, продолжал работу Кировский завод - один из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. Интенсивным обстрелам и бомбежкам подвергался завод «Большевик». С 4 сентября 1941 года по 1944 год на завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб.

На территории завода были возведены оборонительные укрепления, огневые точки, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры.

На Государственный оптико-механический завод было сброшено 1915 зажигательных и 22 фугасные бомбы крупного калибра, разорвался 41 артиллерийский снаряд. На территорию судостроительного завода имени Андре Марти - 468 снарядов, 154 зажигательных и 32 фугасные бомбы. Пострадали практически все предприятия города.

Не все рабочие уходили в укрытие, а те, кто обслуживал котельные и литейные цеха, не покидали свои рабочие места ни при каких обстоятельствах.

В сложнейших условиях осени 1941 года было изготовлено 39 реактивных минометных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный минометный полк. Несмотря на возраставшие трудности, во втором полугодии 1941 года предприятия города произвели 713 танков, 480 бронемашин, свыше 5 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и бомб.

По указанию Государственного комитета обороны (ГКО) 50% изготовленной в блокадном Ленинграде военной продукции - пушки, радиостанции, электрооборудование для самолетов, авиаприборы. - направлялось на другие участки советско-германского фронта. Только в четвертом квартале 1941 года воздушным путем ленинградцы отправили войскам, оборонявшим Москву, более тысячи полковых пушек и минометов, значительное количество автоматов и других видов оружия. Г.К. Жуков телеграфировал в осажденный город: “Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами”.

Без света и тепла.

Обстановка в городе на Неве все более осложнялась. Наступило самое трудное время — зима 1941-1942 годов.

В связи с оккупацией в конце августа - начале сентября немецкими войсками части Ленинградской области все гидроэлектростанции оказались или на территории, занятой врагом, или отрезанными от города. В начале 1942 года на ходу оставалась лишь одна электростанция, работавшая на торфе. Крупнейшие оборонные предприятия города вынуждены были остановить основное производство уже в декабре 1941 года. Зимой 1941/42 г. было законсервировано 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности действовало лишь 18, да и то не на полную мощность: остановились кузница, сталефасонный, прокатный и мартеновский цеха. Законсервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства.

В создавшихся условиях руководители предприятий старались сохранить кадры и оборудование, чтобы с началом подачи электроэнергии восстановить производство. Во время простоя рабочие использовались на осмотре, чистке и смазке станков, вели учет сырья и полуфабрикатов, охраняли цеха, ремонтировали помещения. Остановка оборудования на Невском машиностроительном заводе в результате прекращения подачи электроэнергии произошла в середине декабря 1941-го. Часть рабочих и ИТР использовались для обеспечения хозяйственных нужд завода и выполнения необходимых мероприятий противопожарной безопасности. Большинство же трудоспособных рабочих были откомандированы на погрузку торфа и переоборудования с угля на торф 5-й ЛГЭС, рытье траншей на кладбищах, погрузку продовольствия на “Дороге жизни”, охрану магазинов, на лесозаготовки и другие работы.

Чтобы обеспечить город и в первую очередь электростанции хотя бы минимальным количеством топлива, требовалось организовать доставку угля через Ладожское озеро и одновременно использовать все ресурсы местного топлива. Во Всеволожском и Парголовском районах были созданы лесопункты. На лесоразработки в эти районы были направлены около 3 тысяч рабочих и служащих. Работая вручную, они дали городу в течение первого квартала 1942 года около 300 тысяч кубометров дров. Одновременно шла заготовка и отгрузка торфа. В январе в Ленинград поступило 67 вагонов торфа, в феврале - 92 и в марте - 75. В соответствии с решениями Ленгорисполкома от 24 декабря 1941 года и 26 января 1942 года начался слом на дрова деревянных построек и части деревянных домов. В результате в январе-феврале было заготовлено 38 тыс. кубометров дров, а всего за зиму и весну 1942 года - 40 тысяч. Однако только за счет этих ресурсов обеспечить нормальную работу электростанций, железной дороги и промышленных предприятий было невозможно. Поэтому Военный совет Ленинградского фронта 21 февраля принял решение об организации перевозок угля через Ладожское озеро. На его транспортировку было направлено около 1500 человек. Первые машины с углем в Ленинград были направлены 24 февраля. И пока до середины апреля действовала ледовая трасса, город получил 24 тысячи тонн угля. На предприятиях, где можно было монтировать блокстанции, устанавливали газогенераторы и двигатели внутреннего сгорания.

Страшным врагом ленинградцев стал голод. Многие рабочие перешли на казарменное положение. От истощения они уже не могли дойти до дома и ночевали в помещениях заводов.  Катастрофически падали нормы снабжения продуктами. К 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба составляла: работающим – 250 грамм, иждивенцам – 125 грамм. Рабочие и служащие умирали от голода на своих предприятиях, нередко прямо на рабочих местах. На заводах и фабриках работали семьи, в дни блокады на глазах у родителей умирали от истощения их дети – подростки.

Однако, несмотря на истощение, холод, отсутствие электроэнергии и невзирая на бомбежки и обстрелы, рабочие продолжали трудиться над выполнением фронтовых заказов. На Кировском заводе, на заводе «Большевик», на многих других предприятиях при свечах и коптилках, вручную сборщики ремонтировали прибывающие с фронта искалеченные танки. В таких же условиях судостроители города трудились над восстановлением кораблей.

Несмотря на тяжелые условия блокадного Ленинграда зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». В ходе Всесоюзного соревнования на многих заводах развернулось движение рационализаторов. За два месяца 1942 года на заводе «Большевик» было реализовано 68 рационализаторских предложения, давших значительную экономию. Энтузиазм, хорошая организация позволили рабочим повысить производительность труда до 180-250%. В Ленинграде хорошо знали имя комсомольца — бригадира Владимира Князева, ежемесячно выполнявшего нормы на 400%. Свои передовики были на каждом предприятии. Стремление приблизить победу и помочь фронту умножало силы людей.

Спад промышленного производства пришелся на декабрь 1941 года и продолжался до весны 1942-а.  Однако с 15 декабря 1941 года по 15 марта 1942-а было отремонтировано 53 танка, 43 артиллерийских орудия, 37 самолетов, 700 оптических приборов, большое количество минометов и стрелкового оружия. Основное же внимание обращалось на выпуск новой продукции. За тот же период было изготовлено и передано фронту 88 полковых пушек, 2657 автоматов, 479 минометов, 95 тысяч корпусов снарядов и мин, произведено 435 тысяч взрывателей, 29 миллионов капсюлей.

 Заводы работали.

Завод им. Второй пятилетки, производивший в кооперации с Кировским заводом машины для бумажной промышленности, полностью перешел на производство боеприпасов и узлов для танков КВ. Детали и узлы для танков производили Ижорский и  Ленинградский металлический заводы, “Русский дизель” и многие другие.

Изготавливались новые виды вооружений, отвечавшие первостепенным потребностям фронта. Так завод «Большевик» и Ленинградский металлический завод изготавливали во время блокады Ленинграда железнодорожные транспортеры – железнодорожные платформы оборудованные морскими артиллерийскими установками, на выпуске которых завод специализировался еще до начала войны. Фронт нуждался в мощных артиллерийских группах для нанесения ударов по противнику  на различных участках фронта.

Минометное вооружение производилось на заводах им. Макса Гельца, им. Энгельса, им. Второй пятилетки, им. Карла Маркса, “Вулкан”, “Госметр”.

Работали над изготовлением различных видов вооружений крупные ленинградские предприятия: Кировский завод, завод им. Фрунзе, Невский завод им. Ленина, «Пролетарский» и многие другие.

В трудном положении оказались все предприятия легкой промышленности. Все фабричные здания сильно пострадали от воздушных налетов и артиллерийских обстрелов, особенно фабрики им. Володарского, “Красный швейник”, “Большевичка”. Для восстановления производства швейные машины на этих предприятиях были переведены на ручной и ножной приводы. Многие работницы принесли машины из дома. В первом квартале 1942 года фабрики выполняли лишь отдельные задания, исходя из сырьевых возможностей, наличия трудоспособной рабочей силы и использования дневного света. Тем не менее за период с 15 декабря 1941 года по 15 марта 1942 года было пошито 6900 шинелей, 84 тыс. комплектов теплого обмундирования, 20 тыс. армейских сапог, 135 тыс. шапок-ушанок, 267 тысяч пар нательного белья и многое другое.

Не прекращали работу в осажденном городе и судостроители.

За второе полугодие 1941 года на заводе имени Андре Марти (Адмиралтейском) было изготовлено более тысячи батальонных миномета. В конце 1942 года завод сдал флоту подводную лодку «К-52», а в «К-53» и «К-51».Балтийский завод также работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

На заводе №5 в блокированном фашистами Ленинграде параллельно со строительством новых катеров стали выполняться работы по ремонту катеров поврежденных в боях. В 1942 году заводу удалось построить 3 новых торпедных катера и 7 переоборудовать в «малые охотники» (бронированные боевые корабли). В 1943 году завод сумел сдать 43 катера, из них 17 в варианте «малого охотника».

Находясь в нескольких километрах от линии фронта, под бомбежками и обстрелом врага, Средне-Невский судостроительный завод занимался достройкой тральщиков, ремонтом кораблей, строительством, плашкоутов для Дороги Жизни, тендеров и понтонов для переправы войск и военной техники.

Успешно выполнили ленинградские судостроители заказ на постройку более 65 торпедных катеров и " охотников". В короткий срок был спроектирован и построен морской бронекатер. В ноябре 1942 года он вышел на ходовые испытания. Первые их результаты показали высокие боевые качества нового катера. Эти катера предназначались главным образом для ведения боевых действий в шхерных районах Балтийского моря, для огневой поддержки сухопутных войск и десанта и обеспечения легких сил флота. Морские бронекатера использовались также в дозорной службе, для конвоирования транспортов и перевозки войск и техники. Неоценим вклад судостроителей в создание средств доставки в Ленинград жизненно необходимых грузов. Для доставки грузов в Ленинград в летнее время по Ладоге ленинградцы строили сухогрузные баржи.  Первую баржу удалось построить весной 1942 года в рекордно короткий срок - 20 дней. Постройка стальных барж, тендеров и плашкоутов для Дороги жизни была организована в такие сроки, которых не знали в мирное время при полном обеспечении работ. Испытателями стали моряки Ладожской военной флотилии. Испытывали баржи сразу по прямому назначению - для перевозки грузов между восточным побережьем Ладоги в районе поселка Кобона и бухтой Осиновец на западном побережье.

Для перевозок грузов по Ладоге на Кронштадтском морском и ленинградских заводах строились и мелкие суда - тендеры и плашкоуты. Только в 1942 году было построено 118 тендеров. Они выходили в рейс почти в любую погоду и курсировали на 30-километровой линии Кобона - Осиновец, перевозя людей и грузы. В составе флотилии успешно действовали канонерские лодки, переоборудованные ленинградскими судостроителями и кронштадтскими судоремонтниками из грузоотвозных шаланд.

В короткие сроки конструкторы во главе с С.А. Базилевским, А.Г. Соколовым и А.Н. Кононовым разработали достаточно простой проект 100-тонного тральщика с технологичными плоскостными обводами. Каждый месяц, начиная с 1943 года, флот получал пять таких тральщиков. Было создано и несколько других новых типов кораблей (морской бронекатер, улучшенные малый охотник, торпедные катера). Созданные корабли получили хорошую оценку моряков и широко использовались в военных действиях. В создании судов для Ладоги участвовали многие ленинградские заводы, а в координации их усилий большую роль сыграл опытный судостроитель, уполномоченный Военного Совета Ленинградского фронта С.А. Боголюбов. Ладожская военная флотилия, усиленная построенными судами, только за лето 1942 года перевезла около 1 миллионов тонн грузов и почти 1 миллион человек, в том числе 250 тысяч солдат.

Одной из самых важных задач, которую решали ленинградские судостроители и балтийские моряки, был ремонт поврежденных кораблей. Как правило, ремонтные работы велись в условиях вражеских артиллерийских обстрелов и бомбардировок Нередко ремонтирующиеся корабли получали больше повреждений от обстрелов и бомбардировок, чем до прихода на завод, но судостроители и моряки делали все для того, чтобы корабли возвращались в боевой строй в назначенный срок.

Исключительно большая заслуга в этом принадлежит инженерно-техническому персоналу, всем труженикам судостроительных заводов и судоремонтных предприятий, а также инженерам-механикам и личному составу кораблей и частей флота.

Судостроители находили выход из самых, казалось бы, безнадежных положений. Оригинальностью отличались технические решения, принятые при восстановлении эсминцев «Страшный», «Сторожевой», «Способный», «Беспощадный», «Разъяренный», доковании подводных лодок Краснознаменского Балтийского флота.

В 1942 году в условиях блокадного Ленинграда испытания и приемка новых и отремонтированных кораблей были связаны с особыми трудностями. Отсутствовали необходимые акватории для ходовых испытаний. Но сдатчики и испытатели изыскивали различные пути решения проблемы. Так, при испытаниях сторожевого корабля «Тайфун» после капитального ремонта было использовано узкое пространство на Неве между Володарским и Финляндским мостами. Ограниченность пространства не позволяла проверить скорость полного хода при работе на полную мощность обоими турбоагрегатам. Но с поставленной задачей судостроители справились. Установку испытывали поочередной работой турбин с последующим пересчетом. В начале августа 1942 года корабль смог выйти на боевое задание.

Сторожевой корабль «Ястреб», несмотря на обстановку фронтового города, прошел ходовые испытания по полной программе и был передан флоту в высокой степени боеготовности. Моряки и судостроители осаждённого Ленинграда как и работники других возводили многочисленные укрепления, сотни долговременных огневых точек, для которых по инициативе ленинградских судостроителей использовались запасы корабельной брони.

Научный поиск не прекращался.

Наряду с рабочими над выпуском военной продукции трудились ученые. Несмотря на голод и холод, совместно с конструкторами, инженерами, рабочими они сумели разработать и внедрить в производство новые виды вооружения и боевой техники.

Одной из задач, которую пришлось решать с началом блокады – острая нехватка боеприпасов. В первые недели блокады положение со снарядами, минами, порохом и взрывчаткой оказалось даже хуже, чем с хлебом и мукой. В дни ожесточенных сентябрьских боев наши войска израсходовали почти все, что у них имелось. На всех предприятиях был произведен точнейший учет сырья и материалов. Не хватало не только металла, но и тротила. На подвоз его надежды не было, а наладить производство в городе не представлялось возможным. Группа ученых Горного института под руководством профессора А.Н. Кузнецова заменила тротил аммониевой селитрой, смешанной с кремнеалюминиевым компонентом. Сплав “П” под названием синал стал основным видом блокадной взрывчатки. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Производство синала в короткое время было организовано на Невском химкомбинате. Это изобретение отмечено Государственной премией. Созданием новых видов взрывчатки занимались и другие институты. Только за первый год войны Охтинский химкомбинат применил для производства боеприпасов 13 заменителей.

Установление блокады отразилось на снабжении производства стратегическим сырьем и необходимыми материалами, заставило искать заменители и выходить из затруднительного положения за счет использования внутренних ресурсов. В черте города были обнаружены кварцевые пески, которыми обеспечивалась вся литейная промышленность в период блокады. Были также найдены заменители огнеупорных и гидроизоляционных материалов.

Вся научная работа проводилась в тесной связи с производством. Ее результаты немедленно находили свое воплощение в создании новых видов вооружения, боеприпасов, медикаментов и т. д. Для многих ученых научно-исследовательскими лабораториями стали передний край фронта, полигоны, боевые корабли, фабрики и заводы. Многие ученые постоянно находились на предприятиях, помогая рабочим-изобретателям внедрять их предложения в практику.

С их помощью были внедрены в производство новые технологические процессы по литью снарядов и мин, по штамповке снарядных гильз.

Виднейшие ученые-металлурги академики А. А. Байков, М. А. Павлов и другие создавали новые марки стали, искали пути уменьшения сроков плавки, разрабатывали методику получения новых сплавов, консультировали заводы по вопросам производства и обработки чугуна, стали и цветных металлов. Ученые Физико-технического института предложили новый теплостойкий материал с высокими электрическими качествами для изготовления высокочастотного кабеля.

Лаборатории и производственные мастерские научно-исследовательских институтов и вузов получали оборонные задания наравне с промышленными предприятиями. В мастерских Университета, Политехнического института, Педагогического института им. А. И. Герцена, Текстильного института и других конструировались и изготовлялись новые виды боеприпасов, запалы для гранат, в Институте точной механики и оптики был налажен выпуск прицелов для зенитных установок.

Ленинградские предприятия в дни блокады первыми освоили выпуск реактивной техники. Ими изготовлялись не только БМ-13, БМ-16 легендарные «Катюши» и их модификации, но и первые тяжелые фугасные ракеты вращательного типа конструкции М.Н. Алешина. Впервые в военной истории были разработаны ракеты класса “земля-воздух” (установки “зуро”). Первый в мировой практике залп ракет с воды был нанесен “морскими катюшами” с Финского залива по немецким позициям под Петергофом.

Каждый кто мог работал для Победы.

В городе не хватало сырья для производства чугуна, сортовой и листовой стали, железа и других металлов. К заготовке лома и отходов цветных металлов было привлечено население. В каждом домохозяйстве и учреждении были выделены ответственные за сбор и приемку цветных металлов, установлены места их хранения до момента сдачи заготовительным организациям. К сбору пустых бутылок для заливки горючих смесей привлекали школьников.

Наряду с крупными предприятиями к изготовлению боеприпасов были привлечены мастерские, ремесленные училища, артели промкооперации.

В связи с эвакуацией значительной части населения и его высокой смертностью, стала ощущаться острая нехватка рабочей силы. На помощь взрослым в холодные и мрачные цеха пришли 12-15-летние мальчики и девочки. Они стали сборщиками и станочниками, производили пулеметы, автоматы, артиллерийские и реактивные снаряды. На многие работы, в том числе и особо тяжелые - те, которые считались исключительно мужскими, пришли женщины.

И наверное нигде взаимодействие фронта и граждан не было таким тесным как в блокадном Ленинграде. Проблему обеспечения промышленности рабочей силой зачастую решали и за счет военнослужащих. По указанию Военного совета фронта многие высококвалифицированные рабочие, воевавшие на подступах к Ленинграду, направлялись временно на заводы и фабрики. Так, в самый разгар зимы 1941-1942 годов командиру Ижорского батальона Г. Водопьянову с просьбой о помощи позвонил директор Ижорского завода А. Кузнецов. Семерых бойцов, среди которых был трубопрокатчик М. Доброхотов, направили на завод в Невский район, куда к тому времени был переведен трубопрокатный цех. Там, как вспоминал позже Доброхотов, ему дали бригаду из 45 выздоравливавших после ранений бойцов. Бригаде поручили катать трубы. За продуктами раз в неделю кто-нибудь из рабочих ездил в батальон на передовую. Через месяц ижорцев отозвали на передний край. Когда же немцы притихли, специалистов снова отправили на завод. И так было много раз. Такая тесная взаимосвязь объяснялась еще и тем, что со всех предприятий города на фронт отправились добровольцы и ополченцы, воевавшие на подступах к Ленинграду.

Зимой и весной 1942 года 75% личного состава кораблей были привлечены к ремонту боевых судов. Нередко вместе с подбитыми танками, приходящими на заводы Ленинграда для ремонта, прибывали и их экипажи. Танкисты помогали заводчанам. Большую помощь в восстановлении разрушенных предприятий оказало инженерное управление фронта. Для проведения ремонтно-монтажных работ на завод “Электросила” оно направило 500 военных строителей. В тоже время специальные бригады рабочих ремонтировали технику в расположении боевых позиций.

Враг еще стоял у ворот, а Ленинград восстанавливал производство.

Город стал восстанавливать производственные мощности еще в условиях полной блокады. С третьего квартала 1942 года коллективы заводов и фабрик занялись восстановлением и ремонтом зданий, отопления, водопроводных и канализационных сетей, изготовлением и установкой в цехах печек-времянок. К концу 1942 года промышленность Ленинграда сумела восстановить производство почти всех видов военной техники, выпускавшихся в первые месяцы войны. Прорыв блокады в январе 1943 года, позволивший восстановить связь со страной по суше, существенно улучшил положение осажденного города. Однако возрождать производство приходилось на изношенных станках и машинах. Более того, из Ленинграда вплоть до ноября 1943 года продолжался вывоз наиболее ценного оборудования, поскольку в условиях блокады оно еще не могло быть эффективно использовано, а в восточных районах ощущался его недостаток. Положение осложнялось тем, что за время блокады ленинградская промышленность сильно отстала в технологическом отношении от предприятий тыловых районов.

В 1943 года ГКО принял ряд постановлений, направленных на возрождение в городе энергомашиностроения, судостроения, электроприборостроения. ГКО определил задачи таким заводам, как “Электросила”, Невский машиностроительный, Кировский, Ижорский, “Большевик”, другим предприятиям.

Главное внимание в последний год блокады уделялось восстановлению и дальнейшему развитию оборонной промышленности. По мере укрепления и расширения материально-технической базы ленинградские предприятия наращивали выпуск танков, пулеметов, автоматов, реактивных и артиллерийских снарядов. За период блокады на предприятиях города было изготовлено 43 тысяч автоматов, 3 тысяч пулеметов, 11 тысяч минометов, 4166 орудий калибра 45 и 76 мм, около 10 миллионов снарядов. Было отремонтировано 225 тысяч автоматов, восстановлено или произведено 2 тысячи танков, 1 500 самолетов, а также большое количество другой боевой техники. Но наряду с обеспечением фронта и флота всем необходимым и созданием резервов для готовившегося наступления по полному снятию блокады такие заводы, как “Электросила”, Металлический, “Севкабель”, “Экономайзер”, “Красный выборжец”, “Красный химик”, “Светлана”, Невский машиностроительный и ряд других возобновляли производство машин, станков, энергетического оборудования и других видов продукции, необходимой для восстановления всех отраслей народного хозяйства.

На пути возрождения ленинградской промышленности и перевода ее производства на рельсы мирного строительства были сделаны лишь первые шаги, но они были сделаны еще в условиях блокады.

Самой высокой  ценой.

К окончанию блокады в городе осталось не более 800 тысяч жителей. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли около 800 тысяч ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи, без крова остались 716 тысяч жителей.

Полностью блокада города была снята 27 января 1944 года.

Высокую цену за сохранение производства, возможность создавать оружие победы заплатили ленинградские рабочие, инженеры техники, конструкторы. В дни блокады 2500 заводчан Кировского завода умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. 1499 рабочих и служащих  Государственного оптико-механического завода не пережили блокады. Погибли от бомбежек и умерли от голода более 4000 работников завода «Большевик». На судостроительном заводе № 5 первую блокадную зиму из 730 человек не пережили 545. Свой скорбный список есть на каждом ленинградском предприятии.

На заводе имени Андре Марти (Адмиралтейском) от обстрелов и голода погибло более 2 тысяч рабочих, одним из них был Леонид Савичев — брат Тани Савичевой. На заводе умерла и старшая сестра Тани Евгения. И сколько еще было таких ленинградских семей. Десятки тысяч.

Невозможно перечислить все предприятия, всех ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, всех тех, кто своими жизнями и самоотверженным трудом сохранили ленинградское производство. Также как и врачей, учителей, работников культуры, журналистов которые жили и работали в осажденном городе. Все они своим трудом создали вечную славу непокоренному, трудовому Ленинграду.

Ольга Яковенко. Соб. Корр. «Правды». Санкт-Петербург.

 

 



Комментарии

Ваши комментарии
Ваш ник
Пароль
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация и подписка на новости Здесь
Восстановление пароля

Помощь партии

2007 ©КПРФ Санкт-Петербург Приморский район,   e-mail: centrobalt@rambler.ru   тел: (812) 941-25-13